Об исторических событиях, которые легли в основу фильма "Куронэко".
Хронология событий фильма определяется достаточно точно (период хэйян, начало 11-го века), благодаря тому, что в фильме действует конкретный исторический персонаж Минамото-но Райко (которого также называли Ёримицу; 948-1021 гг.). В это время сословие самураев только складывалось и еще не являлось основной политико-социальной силой, у власти были придворные аристократические кланы.
Но для защиты от разбойников и мятежников были необходимы постоянно действующие отряды профессиональных военных (в предыдущую эпоху – Нара действовала система рекрутских наборов). Райко и был представителем военного клана. Уже его отец Минамото-но Мицунака был военным губернатором нескольких провинций и Райко тоже пошёл по его стопам. Это время в Японии было достаточно сложным и исторические хроники того периода пестрят такими названиями как «первая девятилетняя война» (понятно, что была и вторая), «поздняя трехлетняя война», «двенадцатилетняя война» и т.д. Воевали практически беспрерывно. Помимо войн в то время находилось немалое количество лихих людей, которые уходили из дому, добывая себе пропитание разбоем, сбивались в шайки. В обязанности губернатора как раз и входила борьба с этими разбойниками, защита населения от них. Минамото-но Райко справлялся со своими обязанностями очень хорошо и население было ему благодарно – о нем слагали песни и сказания, и естественно он приобрел черты эпического героя. Много ли для воина чести победить какого-то разбойника? А если это не совсем разбойник, а, скажем, демон в облике разбойника – то чести уже гораздо больше! И таким образом абсолютно реальный исторический персонаж Минамото-но Райко стал легендарным героем Японии – победителем демонов. Вот на гравюре Кинуёси показан поединок Райко с «демоническим» разбойником Кидомару.
Как любой легендарный герой (вспомним хотя бы нашего Илью Муромца) Минамото-но Райко действовал не в одиночку, у него были соратники - четверо сподвижников, которые вместе с ним сражались с разбойниками, демонами и прочими напастями. Их имена Ватанабэ-но Цуна (953-1024), Саката-но Кинтоки (даты жизни неизвестны), Усуи Садамицу (955-1021) и Урабэ-но Суэтакэ (950-1022)
На этой старинной канамоно (крепежная пластинка доспеха) представлены все четверо вокруг Райко (он в центе с веером).
Эти четыре славных витязя тоже абсолютно легендарные личности и о каждом из них сложено немало преданий, песен и сказаний.
Всех вместе их прозвали ситэнно, по имени четырех буддийских небесных владык, охранителей сторон света (вспомним в фильме: "- Где Кинтоки? - На юге!. - А где Ватанабэ? - На востоке!" Цитата приблизительна)
Больше всего нас интересует один из них - Ватанабэ-но Цуна. На этой очень экспрессивной гравюре Tsukioka Yoshitoshi мы видим его скачущего сквозь дождь.
О нем рассказывают легенду, которая имеет непосредственное отношение к фильму "Куронэко": город Хэйан-ки (столица, будущий Киото) был охвачен слухами, что у ворот Расёмон (правильно "Радзё - мон", перевод - "ворота во внешней ограде" - южные ворота города Хэйан-ки) живет страшный демон-убийца по имени Ибараку. Вот на гравюре Toriyama Sekien 18 в. он изображен на перекрытии ворот высматривающим свою жертву.
Ватанабэ-но Цуна, по одним сведениям по приказу Райко, по другим - на спор, однажды ночью отправился к Расёмон. Сказать что Ватанабэ нашел демона будет некоторым преувеличением, скорее демон нашёл его - огромная мохнатая лапа неожиданно опустилась на плечи и голову Ватанабэ. Но Ватанабэ не зря считался испытанным бойцом - он ухватил эту лапу, выхватил меч и отсёк её и только после этого увидел как на самом деле огромен демон. Они бросились друг на друга и начали яростно битья, но вскоре демон понял, что раненному, с отрубленной рукой ему не одолеть Ватанабэ и сбежал с места битвы.
Ватанабэ не стал преследовать убегающего демона, подобрал руку и отправился к себе домой. Демонические сущности, потеряв какую-либо часть своего тела непременно стараются её вернуть и Ватанабэ об том было известно, поэтому придя домой положил лапу в коробку, опечатал ее и принялся ждать демона. Но демон так и не являлся. На следующий день (или через день) ближе к вечеру Ватанабэ навестила его кормилица. Бабушка проходила мимо и решила проведать своего бывшего питомца. Хозяин со всеми почестями принял старушку, провел ее в дом. Разговор зашел о подвигах Ватанабэ. Старушка долго упрашивала хозяина показать руку демона, наконец он уступил, достал коробку, но велел ни в коем случае лапу не трогать. Старушка увидев лапу мгновенно превратилась в демона, который с криком "Наконец-то я вернул себе то что мне принадлежит!" схватил лапу. Ватанабэ схватил меч, приготовившись к смертельной битве, но демон драться не стал, а взлетел и проломив крышу, унесся вдаль. И больше никогда не появлялся в городе Хэйян-ки и не беспокоил столичных жителей.
Есть и другой вариант начала легенды, который еще ближе к фильму Кането Синдо: Ватанабэ поздно вечером возвращался домой и у Расёмон встретил молодую женщину, которая попросила ее проводить. Видя что дама устала, Ватанабэ взял ее на спину - она тут же преобразилась в страшного демона.
Синдо в своем фильме "Черные кошки в бамбуковых зарослях" соединил истории о Минамото-но Райко и его сподвижниках с традицией кайбё.
Текст O_L, записал Vo_Long (AKA dr_mabuze )